Вопрос: Наша компания планирует заниматься международными пассажирскими перевозками. Как получить допуск к таким перевозкам? Где уплачивать транспортный налог? Как проходить техосмотр, если автобус находится за границей? ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, n 6)

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 6

Вопрос: Наша компания планирует заниматься международными пассажирскими перевозками. Как получить допуск к таким перевозкам? Где уплачивать транспортный налог? Как проходить техосмотр, если автобус находится за границей?

Ответ: Основным регулирующим документом для перевозчиков и транспортной инспекции, которая выдает допуск, является отдельное Положение о допуске к международным перевозкам. Им установлен ряд обязательных для выполнения пассажирскими перевозчиками условий:

— наличие лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек ;

— наличие транспортных средств на праве собственности или ином законном основании. Автомобили, используемые для перевозок, должны соответствовать международным техническим стандартам, а также конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;

— соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;

— устойчивое финансовое положение российской транспортной компании. Оно определяется наличием имущества, стоимость которого в расчете на одно ТС, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 300 тыс. руб. и не менее 170 тыс. руб. (при использовании более одного транспортного средства);

— страхование гражданской ответственности владельцев авто.

Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 N 730.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.

Все условия обязательны для выполнения, но бухгалтеру следует обратить внимание на предпоследнее требование — финансовую устойчивость организации. В ее оценке есть сложность: в нормативном акте недостаточно указаний по поводу того, что должно входить в активы, по которым определяется финансовая устойчивость пассажирского перевозчика. Также не ясно, на основании каких данных оценивать имущество, входящее в расчет показателя устойчивости. Наиболее приемлемый для бухгалтера вариант — использовать данные бухгалтерского учета, которые берутся за основу для составления многих отчетов и документов. Но в Положении о допуске к международным перевозкам не сказано, что именно бухгалтерская оценка активов учитывается при определении финансовой устойчивости. На эту неурегулированность законодательства могут указать органы, выдающие допуск.

Организациям, представляющим документы на получение допуска, следует быть готовыми к возможным разногласиям с чиновниками, при этом в силу отсутствия специальных указаний преимущество на стороне компании. Уполномоченным органам будет непросто найти альтернативу бухгалтерской оценке имущества. Даже если должностные лица посчитают, что остаточная стоимость имущества не соответствует его текущей рыночной стоимости, у них нет оснований обязывать организацию привлекать независимого оценщика для определения показателя. Все это говорит в пользу применения данных бухгалтерского учета пассажирского перевозчика.

Обратим внимание еще на один момент: в нормативном акте не сказано, какое имущество принимается в расчет — все, учитываемое на балансе (включая имущественные права), или только внеоборотные (оборотные) активы, отвечающие признакам имущества по обычаям делового оборота. В силу неопределенности можно посоветовать принять в расчет наиболее надежные активы, ориентируясь на сложившееся понятие имущества.

Например, если организация в активе баланса имеет внеоборотные (транспортные средства и финансовые вложения) и оборотные (запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства) активы, то в расчет финансовой устойчивости можно включить остаточную стоимость транспортных средств, запасы, денежные средства. Важно учесть, что лимит 300 тыс. руб. установлен на одно транспортное средство, если их несколько, то на каждое последующее авто добавляется по 170 тыс. руб. Так, если компания имеет в активе 11 автобусов для международных перевозок, то ее финансовая устойчивость должна быть не менее 2 млн руб. (300 тыс. руб. + 10 шт. x 170 тыс. руб.).

Свидетельствуют о праве осуществления международных перевозок удостоверение допуска и карточка допуска на каждое ТС. Формы данных документов приведены в Приложениях 3, 4 к Приказу Минтранса России от 22.11.2004 N 36. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения уполномоченного органа иностранного государства на проезд ТС по его территории (если не предусмотрена упрощенная процедура замены разрешения на список пассажиров), а также одним из обязательных документов для допуска к международным перевозкам. В процессе оказания услуг в области международных перевозок количество ТС может увеличиться. Тогда организации следует представить документы на право владения ТС и подтвердить его соответствие международным техническим стандартам для получения дополнительных карточек допуска ТС к международным перевозкам.

Для ответа на вопрос о транспортном налоге укажем, что при осуществлении перевозок за рубежом разрешается использовать транспортные средства, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства (ст. 9 Закона о государственном контроле за осуществлением международных перевозок ). Данная норма на руку перевозчикам, так как позволяет использовать автобусы, зарегистрированные на территории РФ. Напомним, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Исключений в отношении того, как используется авто и где оно находится, гл. 28 НК РФ не предусмотрено. Таким образом, зарегистрированный на территории РФ автобус является объектом транспортного налогообложения в РФ. Сказанное не вызывает сомнений, если авто зарегистрировано и эксплуатируется в РФ. Если же маршруты проходят по территории иностранного государства, перевозчику следует принимать во внимание законодательство этого государства, а также нормы положений об устранении двойного налогообложения.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ.

Как показывает практика, транспортный налог в отличие от других обязательств перед бюджетом практически не имеет элементов двойного налогообложения, так как плательщиками транспортного налога во многих странах, как в России, признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Если автобус зарегистрирован в РФ, то и налог за него платится в России; если же фирма по каким-либо причинам решила приобрести и зарегистрировать ТС за рубежом, там у нее и возникают обязательства по зарубежному аналогу транспортного налога. Таким образом, хотя во многих иностранных государствах на владельцев авто накладываются существенные налоговые обязательства, отечественным перевозчикам не стоит спешить с уплатой зарубежных транспортных налогов и сборов (за исключением сборов за проезд по платным магистралям и иных аналогичных сборов).

Не секрет, что одной из проблем эксплуатации автобуса, зарегистрированного в другом государстве, является техосмотр, который проводится по месту его регистрации. Изюминка здесь в том, что контролирующие органы других государств, в отличие от российских инспекторов, не обязаны знать и проверять талон отечественного техосмотра. Они проверяют международные разрешения и допуски на перевозки по своему иностранному государству. Но для получения этих разрешений может понадобиться талон техосмотра по месту регистрации, поэтому компаниям, осуществляющим перевозки за рубежом, следует продумать вопрос прохождения техосмотра для своих автомобилей.