ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата:

10 марта 2016г.

Развитие рынка неразрывно связано с развитием права, развитием правовых отношений и регулированием этих отношений в различных областях. Юридическим оформлением перевозки грузов автомобильным транспортом является заключение договора, который является договором об оказании услуг по перевозке вверенных материальных ценностей75. Договор автомобильной перевозки грузов является одной из разновидностей транспортных договоров РФ, основное предназначение которых видится в оформлении правоотношений в сфере перевозки грузов и пассажиров.

В Гражданском кодексе РФ не содержится специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом, следовательно, изначально важен анализ правовой природы рассматриваемого договора с позиции общих положений, свойственных любому договору, относящемуся к числу перевозочных.

75 Ситдикова Л. Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: дис. канд. юрид. наук. – Казань, 2002. С.134.

В гл. 40 ГК РФ договор перевозки понимается, прежде всего, как родовое понятие. Если конкретизировать положения п. 1 ст. 785 ГК РФ, где приводится законодательное определение договора перевозки, то следует отметить, что в соответствии с данным договором перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. «Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, т. к. за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз, и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату, и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров».

Однако, по поводу характера договора автомобильной перевозки грузов среди специалистов нет однозначного мнения. Отмечается, что в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Одной из причин приводимой дискуссии, может быть смешивание ее участниками обязательств различного характера, возникающих из многообразия транспортных отношений76.

Среди обязательств, возникающих из отношений, складывающихся в сфере перевозки автомобильным транспортом, выделяются их две основные разновидности, основанные на двух различных схемах сотрудничества между отправителями и перевозчиками, — либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как систематическое сотрудничество77. Для оформления отношений по каждой их указанных схем используются два вида договора перевозки.

Это «разовые» договоры о доставке конкретного груза и договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ)78.

Говоря о договоре автоперевозки грузов и его содержании, необходимо иметь информацию, какие именно признаки отличают договоры организации перевозки грузов от договора непосредственной перевозки конкретного груза79.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Из договора об организации автомобильных перевозок возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Диапазон применения данного договора ограничен отношениями, складывающимися между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер. Этот договор не является договором перевозки конкретного груза. Из него не возникает обязанности перевозчика по подаче автомобилей для перевозки грузов и не вытекает обязанности грузовладельца предъявлять груз к перевозке. Из договора об организации автомобильных перевозок как у автоперевозчика, так и у его контрагентов возникает еще одна обязанность: заключить договоры на перевозку конкретных грузов автомобильным транспортом.

Возвращаясь к вопросу о консенсуальном либо реальном характере договора автомобильной перевозки, следует добавить, что в отличие от других видов транспорта, где грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, по договору автомобильной перевозки грузов перевозчик самостоятельно должен подать грузоотправителю автомобили под погрузку. Это означает, что перевозочный процесс начинается на территории грузоотправителя.

Если подвести черту под одной из характеристик договора автомобильной перевозки, то представляется справедливым положение, согласно которому договор автомобильной перевозки конкретных грузов следует признать скорее реальным, что же касается годовых договоров, то они являются организационными, т. е. к договору перевозки не относятся. Поэтому не вполне корректно говорить о консенсуальном характере договора автомобильной перевозки грузов. Именно это обстоятельство является наиболее характерным свойством правовой природы договора автомобильной перевозки грузов.

76 Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М. ВАКО, РГСУ, 2015. С.112.

77 Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М. ВАКО, РГСУ, 2015. С. 42.

78 Ленковская Р. Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации: проблемы развития / Сборник материалов XIV Международного социального конгресса – М. РГСУ, 2015. С. 247-249.

79 Ситдикова Л. Б. Гражданско-правовой режим информации // Юридический мир. 2007. № 5. С. 66–72.

Особенности договора автомобильной перевозки грузов имеются и в субъектном составе. Сторонами этого вида договора являются перевозчик и заказчик, а заказчиком, в свою очередь, может быть грузоотправитель, экспедитор или же грузополучатель (в данном случае здесь можно рассматривать конструкцию института представительства)80.

Свои особенности имеет и порядок заключения договора перевозки конкретного груза, что подтверждается составлением товарно-транспортной накладной установленного образца на конкретную перевозку и соответствующим подтверждением водителя (экспедитора) о приеме груза на перевозку. Правовое значение указанных документов состоит в том, что все вместе они составляют письменную форму договора автомобильной перевозки в условиях отсутствия его типовой формы.

Наконец, помимо сказанного, отличительной особенностью, раскрывающей правовую природу договора перевозки грузов автомобильным транспортом, является ограниченная свобода данного договора, что связано с императивным характером норм автотранспортного права, которые предоставляют меньшую свободу сторонам.

Таким образом, договор автомобильной перевозки грузов является самостоятельной разновидностью транспортных договоров, имеет существенные различия со смежными гражданско-правовыми договорами, как по предмету, так и в цели деятельности, выражаемой в направленности договора на перемещение грузов при помощи автотранспортных средств.

Список литературы

1. Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М. ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

2. Ленковская Р. Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации: проблемы развития / Сборник материалов XIV Международного социального конгресса – М. РГСУ, 2015. С. 247-249.

3. Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М. ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.

4. Ситдикова Л. Б. Гражданско-правовой режим информации // Юридический мир. 2007. № 5. С. 66–72.

5. Ситдикова Л. Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: дис. канд. юрид. наук. – Казань, 2002. 169 с.

6. Степанова Н. А. История становления и развития института представительства в гражданском праве // Право и государство: теория и практика. 2007. № 7. С.59-62.