МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИПонятие международной перевозки, ее признаки

Международные транспортные источники достаточно подробно регулируют ключевые вопросы осуществления международных перевозок пассажиров и грузов. Это прежде всего вопросы договорного характера перевозок, правоотношений участников перевозочного процесса, их ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, претензионного и искового порядка разрешения споров, документационного обеспечения перевозок и др.

Но только отдельные транспортные конвенции содержат определения международной перевозки. Не лучшим образом обстоят дела и с внутренними российскими источниками, регулирующими международные перевозки. При этом закрепленные в тех и других источниках формулировки понятия международной перевозки не отличаются единообразием, хотя каждое из них прямо или косвенно содержит непременный элемент международной перевозки – ее осуществление по территории иностранного государства.

Показательными в этом плане являются определения, сформулированные в конвенциях о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов. Так, КАПП к международной перевозке пассажиров относит перевозку, осуществляемую «по территории по крайне мере двух государств» (п. 1 ст. 1). А в соответствии с КДПГ – это перевозка, по которой «место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран» (п. 1 ст. 1).

Смысловой аспект приведенных определений, по сути, отражен и в дефиниции международной автомобильной перевозки, данной в Федеральном законе «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В соответствии со ст. 1 Закона таковой является перевозка грузов и пассажиров за пределы территории РФ или на ее территорию, а также перевозка грузов и пассажиров транзитом через территорию РФ.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ не содержит определения международной перевозки, но закрепляет важное положение о том, что перевозки пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами (п. 3 ст. 1). В первую очередь это касается закрепленных в них условий перевозок.

В трактовке Международной конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г. международная перевозка – это перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены в двух государствах либо в одном государстве, если промежуточный порт захода находится в другом государстве.

Близко к этой трактовке определение международной перевозки, данное в Монреальской конвенции 1999 г. Оно сформулировано следующим образом: это перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены либо на территории двух государств, либо на территории одного государства, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства.

Такая же дефиниция закреплена и в п. 2 ст. 101 ВК РФ. Кроме того, Кодекс содержит важное положение, распространяющееся в том числе и на международные перевозки, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила чем тс, которые предусмотрены Кодексом, применяются правила международного договора (ст. 3). Другими словами, приоритет в регулировании международных воздушных перевозок принадлежит международным источникам.

На железнодорожном транспорте ситуация иная. В соглашениях, регулирующих международные железнодорожные перевозки пассажиров и грузов (СМПС и СМГС), отсутствуют определения таких перевозок. Что же касается внутренних российских источников, то, как и в случае с ВК РФ, они содержат не только определение международных перевозок, но и устанавливают преимущество применения регулирующих их международных источников перед внутренним законодательством. Так, в соответствии с УЖТ РФ перевозки в международном сообщении – это перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах. А Федератьном законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закреплено положение, согласно которому, если международным договором РФ в области железнодорожного транспорта установлены иные правила чем те, которые предусмотрены законодательством РФ о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

Приведенные положения позволяют выделить основные признаки международной перевозки. Первый признак – пересечение государственной границы. Второй – осуществление перевозки на основании норм, закрепленных международными конвенциями и соглашениями. Третий признак международной перевозки заключается в наличии иностранного элемента, например, когда в качестве субъектов транспортного правоотношения выступают физические или юридические лица разных государств.

Следует признать справедливым замечание О. Н. Садикова о том, что с точки зрения теории и практики осуществления международных перевозок определение этого понятия связано не с фактическим осуществлением перевозки по территории двух или нескольких стран, а с фактом ее начала. По его мнению, «достаточно начать такую перевозку, фактического поступления груза (пассажира) на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть (например, при утрате груза или гибели пассажира в стране отправления)».

Действительно, такая перевозка оформлена как международная, и на нее распространяется действие международных конвенций и соглашений. Следовательно, международная перевозка – перевозка, которая оформлена и начата для провоза пассажиров, багажа, грузов по территории двух и более стран.

как получить лицензию на международные перевозки

документы для международных автомобильных перевозок

договор международной воздушной перевозки пассажира

пассажирские перевозки автобусами международные

кдпг конвенция