06.09.2016
Международные автомобильные перевозки – самый популярный вид перевозок, который регламентирует частное международное право. Автомобильный транспорт, стремительно развивающийся в последние годы, широко используется для межгосударственных перевозок пассажиров и внешнеторговых грузов. Чтобы успешно заниматься автоперевозкой, нужно быть в курсе всех нюансов организации этого процесса.
Международное регулирование автомобильных перевозок: нормы частного права
Правовое положение наземной транспортной среды тесно взаимосвязано с юридическим статусом территории государства, в котором производится перевозка. Последний, в свою очередь, опирается на суверенитет государства в отношении его территориальных образований. Кроме того, правовое регулирование наземной перевозки осуществляется на основе актов международного права:
«Международная Конвенция о дорожном движении» (Женева, 19.09.1949 г.) по части организации дорожного движения;
Женевская конвенция МДП (1975 г.) о порядке прохождения таможенных формальностей;
«Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА)» от 15.11.1975 г. определяющее режим их использования.
Международные автомобильные перевозки грузов попадают в правовое поле Конвенции КДПГ (о договоре международной дорожной перевозки грузов), подписанной в Женеве 19.05.1956 г. и вступившей в действие 02.07.1961 г.
Этот документ определяет правоотношения грузовладельца и перевозчика, связанных совместным договором о сотрудничестве, правила приёма груза для транспортировки и выдачи его в конечном пункте назначения.
Конвенция о международных автомобильных перевозках распространяется на любой договор о дорожном транзите грузов за вознаграждение с использованием автотранспортных средств, если обозначенные контрактом пункты погрузки и доставки принадлежат двум разным государствам, как минимум одно из которых участвовало в подписании Конвенции. Этот документ регулирует и перевозки, осуществляемые правительственными учреждениями (организациями) или самими государствами.
Конвенция недействительна для перевозок:
По международным почтовым конвенциям;
По воздуху, железной дороге, морю, внутренним водам без перегрузки, если они являются частью смешанной перевозки;
Между Северной Ирландией, Ирландской Республикой и Великобританией;
Мебели и обстановки при переездах;
Покойников.
Сегодня вопросами автомобильного транспорта занимаются около 40 международных организаций. Самые авторитетные из них – Комитет ВТ ЕЭК ООН (Комитет внутреннего транспорта) и МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта). Первый из них основан в 1948 г. как межправительственный орган для организации сотрудничества всех видов внутреннего транспорта. В его состав входят страны, имеющие членство в ЕЭК ООН.
Комитет ВТ разработал порядка 40-ка международных конвенций, свыше 50-ти единых правил и предписаний относительно устройства транспортных средств. Комитет ВТ активно участвовал в усовершенствовании системы государственного автострахования ОСАГО (система Green Card).
Использование разрешительной системы на международные перевозки грузов автомобильным транспортом позволяет контролировать число прибывающих в страну иностранных грузовых автомобилей и отстаивать интересы отечественных перевозчиков. При перевозках между странами, которые не имеют обоюдных соглашений, компетентные органы государства перевозчика выдают для этого одноразовое разрешение. Страны Европы практикуют выдачу нескольких видов разрешений: