Международная перевозка грузов автотранспортом

Особенности и правовое регулирование международной перевозки грузов автотранспортом

Международная перевозка грузов автотранспортом представляет собой перевозку посредством автомобильного транспорта с пересечением границ двух и более государств. Основным преимуществом перевозок грузов автомобильным транспортом является так называемая перевозка “от двери до двери”, позволяющая в наиболее полной мере доставлять груз до места назначения.

Правовое регулирование международных перевозок грузов автотранспортом, а так же установка правил дорожного движения в международном праве осуществляется посредством следующих нормативных актов:

– Конвенция о дорожном движении;

– Протокол о дорожных знаках и сигналах;

– Таможенная конвенция о международных перевозках грузов;

– Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция МДП).

Конвенция МДП представляет собой международное соглашение, обладающее наивысшей правовой и юридической силой в сфере регулирования автомобильных перевозок.

При этом, сфера деятельности Конвенции МДП включает в себя определение ответственности перевозчика; оформление договора перевозки и исполнение установленных договором прав и обязанностей; порядок претензионных действий; последовательность перевозки грузов несколькими перевозчиками; правила приемки и передачи груза. При этом хотя бы одно из государств, по территории которого будет перемещаться груз должно быть участником конвенции. В накладную на перевозку в таком случае, необходимо внести оговорку оп подчинении данной перевозки положениям вышеупомянутой Конвенции.

Договор такой международной перевозки заключается в форме накладной установленного образца, двусторонне закрепленной подписями отправителя и перевозчика. Сама форма накладной утверждена Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ).

Конвенция четко устанавливает права и обязанности как отправителя, так и получателя по распоряжению грузом, а так же устанавливает пределы и граница ответственности в рамках которых вправе действовать перевозчик.

Обязательными условиями установленными Конвенциями для транспортировки грузов автотранспортом являются:

– автотранспорт должен соответствовать техническим требованиям установленным конвенцией, при этом такой автомобиль должен быть снабжен табличкой “TIR”;

– при перевозке запломбированных грузов они не подлежат обязательному таможенному досмотру в промежуточных таможенных пунктах на территории транзитных государств;

– автотранспорт либо контейнер должен быть снабжен единой книжкой МДП.

Ответственность за сохранность груза от пункта отправки и вплоть до пункта назначения лежит на напрямую перевозчике. При этом отправитель груза может считать отправленный груз утраченным и выставить требования к перевозчику по возмещению утраты такого груза, в случае, если такой груз не будет доставлен в пункт назначения в течении 30 дней с момента установленного срока доставки груза по договору, либо по истечении 60 дней со дня передачи груза к перевозке, когда срок доставки груза в пункт назначения договором не установлен.

Организация и документальное оформление международной перевозки груза автотранспортом

Порядок и документальное оформление международной перевозки груза автотранспортом рассмотрим на примере экспортной поставки груза российским экспортером на условиях CFR из РФ.

– Отправка российской компанией экспортером извещения импортеру о готовности товара к отгрузке.

– В свою очередь импортер направляет в адрес российского экспортера инструкцию по отправке, а так же инструкцию о распределении документов.

– Российская компания экспортер оформляет договор перевозки груза с компанией, специализирующейся на таких перевозках. Фактом заключения такого договора может быть подписанная с двух сторон, отправителем груза и перевозчиком, накладная.

– Российская компания экспортер готовит сопроводительные документы на груз, в том числе накладную установленного образца CMR, составляемую в трех оригинальных экземплярах, один из которых предназначен экспортеру, остальные два перевозчику.

– Оформленные товаросопроводительные документы экспортер передает перевозчику в следующем составе: упаковочный лист, сертификаты на товары, копию полученного разрешения на экспорт товаров, 4-й лист ГТД, а так же уведомляет перевозчика о необходимых условиях прохождения таможенных и санитарных процедур.

– По результатам отгрузки товаров экспортер отправляет в адрес импортера извещение об отгрузке.

– Прибыв в пункт назначения, перевозчик передает импортеру сопроводительные документы на груз непосредственно с самим грузом.

Накладная CMR на международную перевозку грузов автотранспортом, разработанная МСАТ устанавливает обязательство по указанию в ней сведений утвержденных Конвенцией КДПГ. Такая накладная подписывается с двух сторон, как перевозчиком, так и отправителем груза – экспортером товаров. Когда груз прибыл в пункт назначения, импортер ставит свою отметку в третьем экземпляре накладной, фиксирующую факт приемки груза. Непосредственно сама выдача груза импортеру в пункте назначения является свидетельством выполнения обязательства перевозчика по доставке груза.

Договор на международную перевозку автотранспортом вправе заключить как импортер, так и экспортер.

Цены, применяемые для установки тарифов на перевозку автотранспортом, как правило, устанавливаются в зависимости от характера груза, формы его отправки, а так же расстояния транспортировки в расчете на 1 тонну, либо 1 кубический метр объема.

Стороны вправе обозначить в накладной любые дополнительные условия, которые они считают необходимыми.

Отправитель груза несет личную ответственность за:

– издержки, возникшие в процессе транспортировки груза, возникшие вследствие недостоверности его указаний;

– возмещения ущерба перевозчику убытков, возникших вследствие поврежденной упаковки груза;

– возмещения ущерба перевозчику, возникшего вследствие недостоверности указанных в документах сведений.

Все необходимее для транспортировки груза сведения, отправитель груза обязан довести до перевозчика и присоединить к накладной необходимые документы, требуемые в процессе прохождения таможенных процедур по оформлению груза.

Отправитель вправе на протяжении всего процесса транспортировки груза распоряжаться грузом, в том числе потребовать от перевозчика завершения перевозки, изменения места назначения груза, либо изменения непосредственного получателя такого груза. Однако такие права возможны лишь при соблюдении следующих условий: отправитель груза обязан предоставить перевозчику инструкции и первый экземпляр накладной с внесенными изменениями; передача таких инструкций должна быть осуществлена непосредственно исполнителю; инструкции не могут повлечь разбивку грузов.

Когда груз прибывает в место назначения, импортер вправе требовать второй экземпляр накладной вместе с непосредственной передачей груза, передача накладной и груза сопровождается распиской в его принятии. При возникновении потерь и недостач, выявленных в процессе перевозки, получатель груза вправе требовать самостоятельно от перевозчика возмещения убытков, вытекающих из условий договора перевозки. При возникновении препятствий в процессе передачи груза, перевозчик обязан запросить инструкции у отправителя груза. В случае отказа в приемке груза его получателем, отправитель груза имеет право распоряжаться грузом без предоставления первого экземпляра накладной.

Ответственность за утерю, порчу либо повреждение груза возлагается на перевозчика на всем пути следования груза, от пункта отправки вплоть до пункта назначения, до момента его передачи получателю. Такая ответственность снимается с перевозчика если утеря, порча либо повреждения груза вызваны вследствие действий правомочного договором перевозки лица, дефектом самого груза, а так же особых обстоятельств, предотвратить которые перевозчик не мог.