4. Международные железнодорожные перевозки

Международные перевозки грузов железнодорожным транспортом имеют известные преимущества: достаточно высокую скорость, мас­совость, безопасность, умеренные цены.

При международных железнодорожных перевозках груз должен следовать в другую страну по иностранной железной дороге. Это требует согласования грузовой документации, а также решения ряда технических вопросов перевозки. В частности, движение состава по иностранной дороге может быть затруднено ввиду различной шири­ны железнодорожной колеи, а также в связи с различными характе­ристиками подвижного состава.

Новый Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (далее – УЖТ РФ) определяет перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта как перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между РФ и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государ­ственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными Договорами РФ (ст. 2).

В 1890 г. между европейскими странами была заключена Бернская конвенция о железнодорожных перевозках грузов (МГК). В даль­нейшем участниками Конвенции стали некоторые государства Азии и Северной Африки. В 1980 г. положения Конвенции были объединены с положениями другой Бернской конвенции – о железно­дорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК), принятой в 1923 г. В результате появился новый документ – Соглашение о международ­ных железнодорожных перевозках (КОТИФ). В КОТИФ участвуют 39 государств (страны Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки, Россия присоединилась к КОТИФ в 2009 г.). КОТИФ содержит два приложения (А и В). Приложение А. содержащее правила перевозок пассажиров, именуется «Единые правила МПК». Положения КОТИФ, относящиеся к перевозкам грузов, содержатся в приложении В и называются «Единые правила МГК» (далее – МГК – КОТИФ).

Перевозка грузов

Согласно МГК – КОТИФ договор перевозки оформляется наклад­ной, дубликат которой остается у грузоотправителя. Если иное не оговорено в накладной, таможенные процедуры выполняет перевозчик. Отправитель вправе указать в накладной, какие платежи за перевозку будет производить он, а какие – получатель. При несохранности груза железная дорога обязана составить акт, а в отсутствие акта получа­тель теряет право требования к перевозчику.

Ответственность перевозчика за несохранность груза и просрочку доставки строится на началах презюмируемой вины: железная дорога не отвечает, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить. Установлен предел ответственности: за несохранность груза – в размере 51 франка за 1 кг груза, или 17 СПЗ, а за просрочку в доставке – не более трех­кратного размера провозных платежей. При наличии умысла перевоз­чика предел ответственности не применяется, а при грубой неосто­рожности – повышается. Общий срок исковой давности составляет один год.

В 1950 г. СССР вместе с другими социалистическими странами (за исключе­нием Югославии) подписал многосторонний договор – Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) .

СМГС продолжает сохранять свое нормативное значение для Рос­сии и стран-участниц и в настоящее время в соответствии со ст. 1 Соглашения устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами стран-участниц. Соглашение действует в редакции от 1 ноября 1997 г. Сегодня участниками СМГС помимо России являются страны СНГ (за иск­лючением Армении), а также Албания, Болгария, Вьетнам, Иран, КНР, КНДР, Латвия, Литва, Эстония, Монголия, Польша, Румыния.

СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом между­народном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, Указанными в § 2 ст. 3 Соглашения, по накладным СМГС и только по сети железных дорог стран – участниц Соглашения. Это Согла­шение имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов. Перевозки грузов производятся между всеми станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран – участниц СМГС.

Согласно ст. 7 Соглашения договор перевозки оформляется между­народной накладной, форма которой приложена к СМГС. Накладная состоит из листов: оригинал накладной, дорожная ведомость, дубликат накладной, лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза. Все листы, за исключением дубликата накладной, следуют с грузом (дубликат накладной возвращается отправителю и является доказа­тельством заключения договора перевозки). Бланки накладной печа­таются на языке страны отправления, а также на одном из двух рабочих языков (китайском или русском).

В накладной отправитель должен указать выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран, через которые должен проследовать груз, и приложить сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза. Отправитель несет ответственность (в виде штрафа) перед железной дорогой за правильность сведений и заяв­лений, помещенных им в накладной, а также за последствия, возникшие в результате отсутствия, недостаточности или неправильности сопроводительных документов.

Договор перевозки считается заключенным с момента приема станцией отправления груза и накладной к перевозке, что удостове­ряется наложением на накладную штемпеля станции отправления. Отправитель может изменить договор перевозки: забрать груз со станции отправления, изменить станцию назначения или получателя груза, возвратить груз на станцию отправления. В свою очередь, получатель может изменить станцию назначения в пределах своей страны, а также изменить получателя груза. Для изменения договора перевозки отправителю необходимо направить заявление об изменении договора на станцию страны отправления, а получателю – на входную пограничную станцию страны назначения.

Доставка грузов производится большой и малой скоростью. Про­возные платежи за перевозку по дорогам стран отправления и на­значения оплачиваются по внутреннему тарифу, а за перевозку по транзитным дорогам – по транзитному тарифу. Перевозка грузов с объявленной стоимостью производится по повышенному тарифу.

Провозные платежи взимаются: за перевозку по железным дорогам страны отправления – с отправителя на станции отправления; за пере­возку по железным дорогам страны назначения – с получателя на станции назначения; за перевозку по транзитным железным дорогам – с отправителя на станции отправления или с получателя на станции назначения. Обычно стороны распределяют обязанности по оплате в соответствии с базисом поставки согласно ИНКОТЕРМС по основ­ному договору купли-продажи. При железнодорожных перевозках наиболее часто используется термин DAF («поставка до границы»).

По прибытии груза на станцию назначения железная дорога на­правляет получателю лист уведомления о прибытии груза и обязана выдать получателю оригинал накладной и груз, но лишь после уплаты получателем всех причитающихся по накладной провозных плате­жей. В целях обеспечения получения платежа железная дорога имеет залоговое право на груз. Порядок выдачи груза подчинен внутренним правилам дороги назначения. По принятии груза получатель распи­сывается в листе выдачи груза. В случаях утраты, порчи груза, не­соответствия данных в накладной характеристике груза, отсутствия накладной и др. железная дорога обязана составить коммерческий акт.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза с момен­та его принятия до выдачи. СМГС также строится на принципе презюмируемой вины перевозчика: железная дорога несет ответственность за несохранность груза, если она произошла вследствие обстоятельств, которые дорога не могла предотвратить, а их устранение от нее не зависело. В СМГС перечислены случаи, когда перевозчик не несет ответственности. Однако бремя доказы­вания в этих ситуациях в зависимости от основания несет либо железная дорога, либо грузовладелец.

В отличие от МГК – КОТИФ, предел ответственности железной дороги за несохранность груза по СМГС не ограничивается конкретной суммой: железная дорога несет ответственность в пределах действи­тельной стоимости груза, а при объявлении ценности груза – в пре­делах объявленной ценности. При этом при приеме груза железная дорога вправе проверить соответствие объявленной ценности груза его стоимости. Возмещению при утрате груза также подлежат про­возные платежи, таможенные и прочие расходы, если они не были включены в цену товара.

Дорога несет также ответственность за просрочку, которая осно­вана на принципе вины. Ответственность наступает в виде штрафа в размере от 6 до 30% от провозной платы в зависимости от длитель­ности просрочки.

СМГС предусматривает обязательный претензионный порядок при предъявлении требований к перевозчику. Претензии могут на­правляться как отправителем (к дороге отправления), так и получа­телем (к дороге назначения) в течение двух месяцев по требованиям о просрочке в доставке и в течение девяти месяцев по всем остальным требованиям. Иски предъявляются в суды того государства, которые компетентны рассматривать споры с участием соответствующей железной дороги, которой была направлена претензия. Сроки иско­вой давности аналогичны претензионным.

Согласно общему принципу при разрешении споров, возникающих из договоров о международных перевозках, применяются правила международного договора. Внутреннее законодательство применяет­ся в случаях, предусмотренных международным договором, а также при отсутствии в договоре соответствующих указаний.

МГК – КОТИФ предусматривают применение следующих кол­лизионных привязок: а) закон дороги отправления груза применя­ется в отношении упаковки и порядка погрузки груза и др.; б) закон дороги следования груза применяется при исчислении провозных платежей, проверке содержащихся в накладной сведений и др.; в) закон дороги назначения определяет порядок выдачи груза полу­чателю. Имеется и более общая коллизионная норма, отсылающая к внутреннему законодательству государств о перевозках. Большин­ством авторов указанная норма воспринимается как отсылка к закону суда.

СМГС содержит три основных коллизионных правила, касающих­ся конкретных случаев, которые отсылают: либо а) к закону страны отправления груза (приемка к перевозке и отправление груза, про­возная плата за перевозку груза по территории страны отправления), либо б) к закону страны назначения (порядок выдачи груза получа­телю, действие залогового права дороги на груз), либо в) к закону страны следования (например, правила перевозки скоропортящихся грузов и т. д.). Подобно МГК – КОТИФ, ст. 36 СМГС содержит общее коллизионное правило: «При отсутствии в настоящем Соглашении. необходимых положений применяются постановления, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, желез­ная дорога которой является участницей настоящего Соглашения». По мнению ученых, указанную привязку следует рассматривать как отсылку к закону следования груза.

В случае, если применимым оказывается российское право, необ­ходимо обращаться к положениям УЖТ РФ.

Наличие двух различных международных соглашений – СМГС и МГК-КОТИФ – препятствует осуществлению перевозок грузов из России в страны Западной Европы и обратно по единому перевозоч­ному документу. Поэтому такие перевозки осуществляются с переотправкой, то есть с составлением на пограничной станции новой накладной, что означает заключение нового договора перевозки. Таким образом, груз, следующий из России в какую-либо западно­европейскую страну, до пограничной выходной железнодорожной станции страны СМГС едет по накладной СМГС, а далее – до конечного получателя в стране Западной Европы – по накладной МГК-КОТИФ (накладная СМГС прикладывается к накладной МГК-КОТИФ). При этом в качестве получателя по накладной СМГС указывается выход­ная пограничная станция (в лице начальника) страны СМГС, которая по отношению к отправителю выполняет функции экспедитора, переотправляя груз. В накладной же МГК-КОТИФ в качестве от­правителя значится отправитель по накладной СМГС, но не станция (и не ее начальник).

Права и обязанности сторон, ответственность железных дорог в сообщении СМГС – МГК-КОТИФ, предъявление претензий и исков регулируется СМГС либо МГК-КОТИФ в зависимости от того, по какой накладной следовал груз.

Перевозка пассажиров

В странах – участницах КОТИФ междуна­родные железнодорожные перевозки пассажиров регулируются Еди­ными правилами МПК (МПК-КОТИФ). Между социалистическими странами, включая СССР, в 1950 г. было заключено другое между­народное соглашение – Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС). На сегодняшний момент Соглашение применя­ется в редакции 1999 г. и в нем помимо России участвуют государства СНГ, Албания, Болгария, Вьетнам, КНР, КНДР, Монголия, Польша, Словацкая Республика, Чешская Республика, а также Латвия, Литва и Эстония.

Соглашение устанавливает прямое международное железнодорож­ное и смешанное железнодорожно-морское сообщение для перевозок пассажиров, багажа и товаробагажа между государствами-участника­ми Соглашения. Перевозки пассажиров, багажа и товаробагажа меж­ду странами, железные дороги которых участвуют в Соглашении, производятся на условиях и по перевозочным документам, установ­ленным Соглашением, по применяемым ими тарифам. Соглашение имеет обязательную силу для железных дорог, пассажиров, отправи­телей и получателей товаробагажа.

Договор перевозки оформляется пассажирским билетом, ручным или электронным способом. В Соглашении установлены основные данные билета. Для проезда в спальных вагонах каждый пассажир должен иметь кроме билета плацкарту на занятие соответствующего места. В подтверждение приема багажа (товаробагажа) к перевозке пассажиру выдается багажная (товаро-багажная) квитанция, основ­ные данные которой также определены в СМПС.

Перевозчик (железная дорога) отвечает за просрочку в доставке багажа (товаробагажа), а также за его полную или частичную утрату с момента принятия его к перевозке до выдачи. При этом перевозчик не должен возмещать убытки в большей сумме, чем при полной утрате багажа (товаробагажа). Перевозчик освобождается от ответ­ственности, если утрата или повреждение багажа (товаробагажа) произошли вследствие: 1) обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело; 2) особых естественных свойств багажа (товаробагажа); 3) по вине пассажира, отправителя или получателя товаробагажа, а также со­провождающего товаробагаж; 4) недостатков тары или упаковки; 5) вследствие того, что пассажир или отправитель товаробагажа сдал к перевозке запрещенные предметы (или предметы, допускае­мые к перевозке на особых условиях) под неправильным, неточным или неполным наименованием. Железная дорога освобождается от ответственности в случае просрочки доставки багажа (товаробагажа), если имели место заносы, наводнения, обвалы и другие стихийные явления.

Если пассажир не объявляет стоимость багажа, то при его утрате перевозчик уплачивает пассажиру действительную стоимость утра­ченного багажа, не превышающую, однако, двух швейцарских франков за каждый недостающий килограмм. При утрате багажа (товаробагажа) с объявленной ценностью железная дорога уплачивает как возмеще­ние сумму объявленной ценности. Кроме того, подлежат возмещению уплаченные провозные платежи и другие расходы по перевозке ут­раченного багажа (товаробагажа). Однако расходы и убытки, не вы­текающие из договора перевозки, не подлежат возмещению. При про­срочке в доставке перевозчик обязан уплатить штраф в размере 5% провозной платы за каждые сутки просрочки багажа, а при просрочке в доставке товаробагажа – в размере 1,5% провозной платы. При этом сумма штрафа не должна превышать 50% провозной платы в отно­шении багажа и 30% провозной платы в отношении товаробагажа.

Соглашение регулирует порядок предъявления претензий, исков, а также определяет подсудность и сроки исковой давности. До предъяв­ления иска обязательно предъявление претензии. Право предъявления претензий, основанных на договоре перевозки, принадлежит пасса­жиру, отправителю или получателю товаробагажа. При этом СМПС определяет круг лиц, управомоченных в зависимости от ситуации на предъявление претензий. Претензии на сумму, эквивалентную менее 1,5 швейцарского франка по одному проездному документу или по одной отправке багажа или товаробагажа, не подлежат предъявле­нию. Претензии по перевозкам багажа и товаробагажа должны быть предъявлены в письменном виде пассажиром и отправителем или получателем товаробагажа к дороге отправления или к дороге назна­чения. Претензии адресуются и рассматриваются организациями, перечень которых приведен в Приложении № 2 к СМПС. Срок на рассмотрение претензий составляет 180 дней. Правом предъявления иска обладают те же лица, которые управомочены на предъявление претензии.

Соглашение не определяет ответственность перевозчика за при­чинение вреда жизни или здоровью пассажира. Соответственно этот вопрос должен решаться согласно национальному законодательству, применимому в силу коллизионной нормы. В силу того что СМПС не содержит таких коллизионных норм, необходимо обращаться к положениям иных международных соглашений, а при их отсутст­вии – к нормам национального законодательства того государства, суд которого компетентен рассматривать дело. Поскольку между Россией и государствами-участниками СМПС заключены договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, для установления подсудности и применимого права в приоритетном порядке перед нормами национального законодательства подлежат применению нормы таких соглашений. В случае, если в международ­ном соглашении отсутствуют нормы, которые могут быть применены для определения подсудности и применимого права к договорам перевозки пассажиров, необходимо обращаться к положениям нацио­нального права.